Около 80 человек прошли обучение в рамках «Школы оценки» в Новосибирске

10-11 июня в Новосибирске прошла «Школа оценки», участниками которой стали около 80 человек из 25 территорий и 21 субъекта Российской Федерации – от Архангельска до Камчатки. Представители некоммерческого сектора, органов власти, бизнес-сообществав течение двух дней знакомились с эффективными инструментами оценки социальных услуг, социальных проектов и программ.

Организатором Школы является Некоммерческое партнерство «Информационно-аналитический центр развития гражданских инициатив» (НП «ИнА-Центр»). Школа проведена, в рамках программы «Усиление экспертного потенциала СО НКО в области оценки», поддержанной Министерством экономического развития РФ. Партнерами по программе являются российская Ассоциация специалистов по оценке программ и политик(АСОПП) и Международная сеть «Оценка программ».

Ведущим Школы стал профессионал мирового уровня – международный консультант по оценке программ и организационному развитию, генеральный директор ООО «Компания «Процесс Консалтинг», президент АСОПП Алексей Кузьмин.

«Когда организация осуществляет различные проекты, очень важно понимать, насколько они успешные: что получается, что не получается, достигаются ли результаты, насколько эффективно тратятся средства, – рассказал участникам Школы ведущий. – Для того, чтобы эффективно этими проектами управлять и осуществлять дальнейшую деятельность, нужна оценка. Это не действие, придуманное какими-то университетскими профессорами, а практическая функция, необходимая для эффективного управления проектами».

В легкой и доступной форме, используя «живые» и яркие примеры, а также постоянно вовлекая слушателей в диалог и коллективную работу, Алексей Кузьмин подробно рассказал о классификации видов и особенностях методики оценки программ и проектов: экспертном, индикаторном и эмпирическом подходах, ознакомил участников с особенностями оценки как инструмента получения информации для принятия управленческих решений на разных стадиях жизненного цикла проекта и программы, разобрал с ними такие аспекты, как опыт и возможные сложности проведения оценки услуг.

Алексей Кузьмин подчеркнул, что институт оценки с начала 2000 годов довольно динамично развивался в некоммерческом секторе России. Что же касается госструктур, то они, применяя в своей работе механизм оценки, основывались в первую очередь на традициях, которые всегда были в госсекторе, а именно, на индикаторную оценку. С этим всегда возникало много проблем, потому что не на все вопросы можно было получить ответы. Только сегодня ситуация с использованием оценки в госструктурах начинает медленно меняться в лучшую сторону. Показательный пример – опыт применения оценки в структуре власти Красноярского края. В этом регионе, в рамках грантовой программы Закона о краевых социальных грантах, выделена отдельная статья о ресурсах для проведения оценки – от грантового пула можно использовать до 15 % на оценочные процессы программы. Это одна из успешных моделей внедрения оценки в администрирование государственной программы.

Кроме этого, участники школы узнали от ведущего, что сейчас в России начался новый этап развития института оценки: в прошлом году появилась Ассоциация специалистов по оценке программ и политик, скоро состоится первая национальная конференция, к сообществу подтягиваются академические учреждения, профессионалы, работающие в сфере консалтинга, сотрудники госструктур, ведущие вузы, исследовательские центры. В этот процесс потихоньку включаются и представители бизнеса.

Перспективы института оценки, по словам Кузьмина, достаточно ощутимые. «Нам просто некуда деваться, – заявил он. – Все знают о 4 функциях управления: планировании, организации, мотивировании и контроле. Так вот для программ социальной направленности оценка имеет отношение к сфере контроля. Мы не можем эффективно управлять программами, если не будем развивать потенциал института оценки, просто не получится».

Участники Школы принимали активное участие в обсуждении всех пройденных тем, задавали ведущему вопросы, а также работали в группах по выполнению практических заданий. В завершении обучения они узнали о лучших российских практиках оценки и смогли обсудить интересующие вопросы со специалистами.

Теперь им предстоит отработать практические навыки и реализовать пилотные проекты по оценке в своих регионах при консультационной и методической поддержке ведущих экспертов. Планируется серия вебинаров, в которых смогут принять участие все желающие.Но самое главное вот что – для содействия становлению профессии оценщика на сайте НП «ИнА-Центр» будет создан виртуальный ресурсный центр по оценке. По замыслу организаторов, он должен стать путеводителем в мире оценки. Там будет собрана базовая информация по оценке, полезная как начинающим оценщикам, так и более опытным оценщикам. Сайт будет ориентирован в первую очередь на проведение самооценки, то есть на применение оценки силами самой организации, без привлечения дорогостоящих внешних специалистов.

По мнению Семена Никонова, председателя Совета Благотворительного Фонда местного сообщества «Добрый город», который принял участие в работе Школы, «Такие мероприятия помогают почувствовать, что ты не один в этой работе, получить новые знания и опыт, а так же инструменты с помощью которых можно будет производить оценку работы свой организации и тех социальных проектов, которые реализует организация».

По мнению самих организаторов Школы оценки, в ней обучились участники с разным уровнем подготовки. Но все они пришли за практическими знаниями, ведь инструмент оценки нужен им для дальнейшей работы. Востребованность материалов Школы не вызывает сомнений.

В завершении организаторы Школы и тренер Алексей Кузьмин поблагодарили всех участников за партнерство, сотрудничество, интерес к теме и дружную работу.

СПРАВКА
Школа Оценки явилась частью Школы Социальных Программ, которая объединила два образовательных мероприятия – «Школу грант-менеджера» (проведена 7-9 июня 2015 Благотворительным Фондом развития сообщества «Гарант») и «Школу Оценки» (проведена 10-11 июня 2015 НП «ИнА-Центр»). Проведение Школ поддержано Министерством экономического развития РФ. Обе Школы проходили в городе Новосибирске.