Десант социологов побывал в российской глубинке.
Решил выяснить, как живется тем населенным пунктам, которые были лишены статуса административного центра.
В качестве территории, на которой проведены социологические исследования, была выбрана Псковская область, как одна из областей Центральной части Европейской России с самыми высокими темпами депопуляции населения.
Так как эти темпы разные, были выделены муниципальные районы региона с существенно различающейся динамикой депопуляции: Псковский и Гдовский отмечены за последние 19 лет увеличением численности населения; Бежаницкий и Дновский районы имеют высокие темпы депопуляции; Опочецкий, Пыталовский и Печерский – средние.
Партером при проведении исследования на территории Псковской области, стал Центр устойчивого развития.
Половина опрошенных отрицательно относятся к объединению волостей.
Укрупнение поддерживают сотрудники администрации или муниципальных учреждений (не все). Однако общая тональность ответов не оптимистичная, а аргументы «за» не очень убедительны. Большинство респондентов не считают, что укрупнение как-то повлияло на доверие граждан властям. Многие респонденты хотели бы вернуть утраченный статус населенного пункта. Несмотря на то, что с начала проведения реформы по объединению муниципальных образований (первое – в 2006 г.) прошло пятнадцать лет, население (по крайней мере, половина) все еще не может привыкнуть к результатам этой реформы.
Многие респонденты отмечают неудобство графика движения общественного транспорта. Многие указывают следующие проблемы с медицинским обслуживанием: отсутствие в населенном пункте поликлиники, аптеки, постоянного ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта), необходимость для того, чтобы делать уколы, ездить в другой населенный пункт.
О наличии почтового отделения сообщают почти все. Один-два магазина (включая ларьки) есть практически в каждом населенном пункте. А вот отделение банка нашлось лишь по одному адресу, и еще в одном пункте респондент рассказал, что «к нам приезжают сотрудники Сбербанка раз в неделю».
Опрошенные в целом спокойно описывают ситуацию с коммунальной инфраструктурой, которой почти нет.
Большинство знают своих депутатов. Некоторые населенные пункты таковых не имеют в представительном органе. Многие респонденты утверждают, что знакомы с бюджетом волости, при этом отзывы о бюджете носят общий характер и далеки от конкретики.
Распределение ответов на вопрос: «Что должно быть в населенном пункте, чтобы молодежь не уезжала?»
Более двух третей опрошенных выделяют необходимость наличия рабочих мест в населенном пункте. На втором месте по частоте упоминаний – качественная и доступная медицина (около 64%). Немного более половины (более 50%) выделяют хорошую школу. Немного менее половины говорят о необходимости наличия Дома культуры. Около 46% респондентов отмечают регулярное транспортное сообщение, и 39% – хорошую дорогу. Менее 27% выделяют наличие магистрального газа. И лишь каждый пятый (около 20 %) отмечает важность административного статуса населенного пункта.
Данные по Опочецкому району, имеющему средние темпы депопуляции в Псковской области, свидетельствуют, что при сохранении нынешних тенденций через 30 лет эта территория окажется безлюдной.
Многие населенные пункты Псковской области попали в замкнутый круг: депопуляция территории влечет деградацию социальной инфраструктуры, которая в свою очередь вызывает отток населения. В этой системе с отрицательной обратной связью изменение административного статуса населенного пункта является усилителем процесса, поскольку влечет сокращение служащих, «оптимизацию» бюджетных учреждений, сокращение бюджета и инвестиционных программ.
В последнее время обозначились тенденции переселения жителей больших городов в малые населенные пункты, что видно в том числе и в материалах исследования. Местные администрации могли бы обеспечить поддержку и стимулирование положительной миграции, в том числе миграции многодетных семей. Укрупнение муниципалитетов (отдаление власти) снижает эффективность такой поддержки и при определенных условиях может стать источником конфликтов.
Исследование выполнено в рамках гранта Российский фонд фундаментальных исследований № 20-011-00791 «Исследование административно-правового статуса населенных пунктов и административно-территориальных единиц в динамике пространственного развития Российской Федерации».
Полный отчет о проведенном социологическом исследовании представлен в ИНТЕРНЕТЕ http://m-i-k-s.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=291:2022-01-13-15-15-40&catid=47:2011-11-14-19-45-22&Itemid=69